После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Вильгельм Иванович Санценбахер решил выстроить новое стационарное помещение.
24 сентября 1889 г. Одесский вестник опубликовал следующее объявление:
"Одессе, как видно, не суждено остаться без цирка.
Цирк, как нам передают, будет принадлежать домовладельцу В. Санценбахеру, владеющему домом на углу Коблевской и Торговой улиц.
Строителем цирка будет инженер А.Д. Гольфанд, который составил уже все необходимые планы. Постройка цирка обойдется в 70 тыс. рублей. Он будет выстроен из камня, кирпича и железа. На 2000 с лишним зрителей. Конюшня, совершенно отдельная, на 60 лошадей, будет выстроена из одного железа. Обширный ресторан будет с отдельными кабинетами...
Фридрихштат-Паласт ЦИРК И ВАРЬЕТЕ Несмотря на некоторое сходство варьете и цирка, каждый из этих очагов циркового искусства имеет свой особый характер.
Варьете со своей сценой - это театр (правда, театр особого стиля, с особыми задачами). Кроме чисто цирковых номеров в нем широко представлены сюжетные обозрения, конферанс, художественное чтение, жанровые песни, арии из опер и оперетт, балет, эстрадные танцы и т. д.
На снимке . - Фридрихштадтпаласт на Фридрихштрассе, богатый традициями театр-варьете, новое здание которого (1984 года) обладает самой современной сценой в Европе.
Вряд ли где-нибудь еще с такой определенностью проявляется традиционность, как в мастерстве артистов китайского цирка.
Костюм, грим, аксессуары, порядок распределения трюков в номере, редкая скромность, даже если можно так выразиться, целомудренная непритязательность "подачи" - за всем этим явственно ощущается своеобразие национальной культуры зрелища.
Своеобразие, выработанное и отшлифованное творчеством многих поколений.