Клоун (англ. clown, от лат. colonus — мужик, грубиян), в современном значении термина — цирковой, эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска и буффонады. Родственные определения: шут, гаер, паяц, дурак и т. д.
Само слово "клоун" возникло в начале XVI веке; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в ее исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии — например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах — Шут; один из самых известных шекспировских героев — Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями буффонных ролей в пантомимах и балаганах.
В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.
Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, коверные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако четкого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.
Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актера. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры — не столь уж редки. Многие выдающиеся клоуны (в том числе — цирковые) добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического репертуара ( Ю.Никулин, Л.Енгибаров, В.Полунин).
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
Впервые персонаж, носящий имя «клоун», вышел на сцену английского театра в XVI веке. Слово «клоун» в значении «мужик» появилось в английском языке в 1563 году, а названием сценического амплуа оно стало лет через 15—20. Клоун, игравший в пьесах английского театра простого человека, чаще всего слугу или крестьянина, выходил на сцену или в синей куртке дворового, или в красновато-коричневой куртке крестьянина. Цвет костюма подчеркивал его положение в обществе. Выступая обычно в одной и той же маске, клоун выглядел смешным и неуклюжим простофилей, глупым и наивным. Каждый его выход на сцену превращался в самостоятельную интермедию, не связанную с сюжетом пьесы. Поэтому многие драматурги, даже Шекспир, специально оставляли в пьесах пустоты в расчете на то, что клоун их заполнит комическими трюками. И, подобно слугам комедии дель арте, клоун разыгрывал на сцене английского театра многочисленные лацци.
Приблизительно в то же время в Англии и Франции появляется любопытная новинка — цирки. Существует конкретная дата появления стационарного (постоянного, не передвижного) цирка современных форм — 7 июля 1782 года. Это произошло во Франции, в пригороде Парижа. Однако название его было «Английский амфитеатр предместья Тампль» — дань англичанам, которые первыми стали строить подобные цирки (но не стационарные). Да, хозяином цирка был англичанин Филипп Астлей.
Точно известно и имя первого комика, положившего начало длинной череде цирковых клоунов — Билли Саундерс. Его дебют состоялся на манеже Астлеевского цирка. Клоун выступал с дрессированными собачками, разыгрывал сценки «Проделки паяца», «Превращение мешка» и другие. Билли Саундерс вместе с наездником Бассеном участвовал в конном номере, исполняя роль горе-жокея, которого лошадь регулярно «сбрасывала» с седла.
На манеже цирка сошлись два вида комиков: вышедшие из конной клоунады и паяцы, пришедшие на цирковой манеж с театральных подмостков. Кто из них был «главнее»? Да никто! Паяцы научили наездников-клоунов искусству комических сцен и положений, умению пользоваться реквизитом, а те, в свою очередь, дали паяцам наглядные уроки ловкости и владения различными цирковыми приемами. Два направления слились, и на манеже появился клоун, весьма близкий к современному. И В какой-то степени первые цирки копируют шапито, в которых выступали еще гистрионы-жонглеры XIII—XIV веков. Можно вспомнить и площадки для рыцарских игр, популярных во многих странах Европы. А также школы верховой езды, где обучение происходило на круглых манежах. Как бы то ни было, но манеж своим появлением обязан лошадям. Искусство верховой езды всегда, вплоть до появления автомобилей, очень высоко ценилось.
Выступления ловких, отважных наездников собирали много зрителей. Для того чтобы не дать упасть своей популярности, наездники постоянно занимались поисками чего-то нового, необычного. Так возник наездник-акробат, а потом и наездник-акробат-клоун. Клоунады и клоунские сценки, разыгрываемые на манежах первых цирков, включили в себя и комические приемы, бытовавшие еще в старинных конных играх. Такая преемственность стала типичной для цирка. В репертуаре цирковых комиков до сих пор сохраняются сценки, основанные на трюках, в которых использовались специальная дрессировка лошадей и акробатическое искусство. Это «Урок верховой езды мистера Брауна», «Мадам Анго на уроке верховой езды», «Мадам Каталани», «Мужик на лошади», «Лошадь, срывающая с комика одежду» и другие.
Клоуны тех лет успешно играли на театральных подмостках и на цирковом манеже. На клоунаду во французском цирке громадное воздействие оказала маска Пьеро — один из вариантов маски комедии дель арте, очень популярный во Франции. Вначале этот персонаж воплотил на сцене французского театра Жан-Кашпар Дебюро, когда он умер, его место заняли мимы Поль Легран и Шарль Дебюро. Позже этот театр закрылся, и мимы перешли на манеж французского цирка. Амплуа циркового клоуна оказалось им наиболее близким, а технические приемы мимодрамы и пантомимы с прыжками прочно вошли в практику клоунады.
Постепенно клоуны перекочевали из театров в цирк, и само название «клоун» стало синонимом этого яркого, веселого жанра искусства. Английские клоуны, шагнувшие с театральных подмостков на цирковой манеж, стремились сделать свои образы более понятными для народного зрителя. Их одежда напоминала костюм Арлекина, так же как и «маска» этого известного персонажа комедии дель арте.
В начале своей творческой жизни на манежах цирков клоуны разыгрывали сценки, в значительной мере позаимствованные из репертуара комедии дель арте. Это видно даже из названия интермедии: «Пьеро-солдат», «Пьеро и его кредиторы», «Проделки паяца», «Пьеро в Африке» (по-другому эта сценка именовалась « Взбесившийся бык»), «Пьеро-манекен», «Волшебная флейта» и многие другие. Оказавшись в цирке, арлекины итальянской комедии масок, пьеро французских ярмарочных театров, комический персонаж немецкого драматического театра Ганс Вурст, представители английской пантомимы начали овладевать приемами цирковой выразительности: акробатикой, дрессурой, эквилибристикой, мастерством езды на лошадях.
На этом заканчивается «предцирковая» история европейского клоуна, прошедшего долгий путь от карнавалов античных времен до манежей цирков XVIII века.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BD |