К ОБЪЕМНОМУ списку всевозможных театральных и кинематографических премий прибавилась еще одна. Национальная академия циркового искусства учредила ежегодную премию "Циркъ" за творческие достижения.
Первоначально занимал в труппе положение 2-го Дзанни — простака, увальня, запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Арлекин носил костюм покрытый многочисленными разноцветными заплатами, обозначавшими бедность и скупость его обладателя.
Со временем, Арлекин превратился в 1-го Дзанни — хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина приняли форму правильных треугольников, красного, жёлтого и зелёного цвета, тесно прилегающих друг к другу.
Клоун (англ.clown, от лат.colonus — мужик, грубиян), в современном значении термина — цирковой, эстрадный или театральныйартист, использующий приемы гротеска и буффонады. Родственные определения: шут, гаер, паяц, дурак и т. д.
Само слово "клоун" возникло в начале XVI веке; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в ее исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии — например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах — Шут; один из самых известных шекспировских героев — Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями буффонных ролей в пантомимах и балаганах.
В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.
Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, коверные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако четкого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.
Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актера. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры — не столь уж редки. Многие выдающиеся клоуны (в том числе — цирковые) добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического репертуара (Ю.Никулин, Л.Енгибаров, В.Полунин).
цирковой снаряд, применяемый в акробатике и эквилибристике. Состоит из двух одинаковых трубчатых ободов, скреплённых поперечинами; имеет крепления для ног и рук. Акробат, находясь внутри Р. к., усилием рук и тела катит колесо (в т.ч. и на одном ободе).